С функциональной точки зрения все внутреннее пространство мобильных домов можно разделить на несколько зон:

  • Спальные места;
  • Столовая зона;
  • Кухня;
  • Санузел.

Внутренне пространство автодомов ограничено. Поэтому производители интегрируют все бытовые зоны в одном помещении. В обычной квартире каждая комната обладает определенными функциями. Такое разделение возможно в караванах и автодомах, если у них соответственно достаточно большие габариты.

Можно наблюдать огромное количество вариантов в решениях планировок мобильных домов. Основные бытовые зоны могут иметь различные конфигурации расположения. Конкретная планировка внутреннего пространства имеет классификацию для каждой подмодели модельного ряда. Производители предлагают каталоги, где есть масса схем планировок. Но чтобы подобрать подходящий вариант, нужно уметь читать эти схемы.

Жилая зона в доме на колесах

Столовая группа

К какому бы классу не относился автодом, в салоне всегда присутствует столовая зона. Среди других пассажирских транспортных средств ее можно встретить в автомобилях лишь повышенной комфортности: лимузинах, некоторых моделях минивэнов и др.

Столовая группа представляет собой съемный стол и расположенные вокруг него трансформируемые диваны. Есть масса комбинаций расположения столовой группы. В классическом варианте - это расположенные друг против друга через стол два двойных кресла. В компактных по размеру и длине автодомах, такая комбинация встречается неполной. Обычно по ходу движения там установлен только двойной диван. В этих случаях производители предусмотрели возможность развернуть кресло водителя и пассажира кабины во время стоянки. Неполная столовая группа может быть пополнена одно или двухместным креслом с другого борта, расположившись поперек салона.

В обычных автодомах, где руль расположен слева, входная дверь в салон находится с правой стороны борта. Классическая столовая размещена с левой стороны машины.

Встречается довольно часто круговая комбинация столовой группы. В этом случае диваны располагаются полукольцом вокруг стола. Круговую столовую можно считать типичной для караванов. Она может находиться как в передней части мобильного дома, так и в задней. Значительно реже ее можно наблюдать в автодомах и располагается она исключительно в кормовой части.

В салоне может быть не одна столовая группа. Если не рассматривать люксовые мобильные дома, то вторая столовая группа обычно одинарная. Это когда, к примеру, два одинарных кресла расположены напротив друг друга. Ее размещают как по левому, так и по правому борту автодома.

В столовых группах диваны помимо всего выполняют функцию пассажирских кресел. Они оборудованы ремнями безопасности. Столовую отличает прекрасная функциональность. Это не только использование ее как места для проведения трапез и разнообразного досуга, но и возможность в любое время трансформировать при необходимости в спальные места. Они бывают как односпальные, так и двуспальные. Стол в этом случае опускается на уровень сидений, а подушки от кресел раскладываются в полноценную кровать.

Спальные места в мобильном доме

Да, есть транспортные средства, где предусматривается трансформация кресел в режим сна. Но их нельзя отнести к полноценным спальным местам. А вот в домах на колесах, на то они и дома, производители предлагают владельцам возможность полноценного отдыха.

Спальные места в мобильных домах бывают двух видов:

  1. Стационарные. Как правило, они расположены в задней части автодома, но есть варианты расположения, как вдоль салона, так и поперек его. Обычно это односпальные и двуспальные кровати. По понятным причинам пространство в доме на колесах ограничено, поэтому площади под кроватями эффективно используются для багажных отсеков. Доступ к ним может осуществляться как снаружи, так и изнутри салона. Для осуществления доступа к багажному отсеку извне, предусмотрены различных размеров люки. В задней части домов на колесах, к более объемным гаражным отделениям, где в основном размещается различный багаж и туристическое снаряжение, расположены люки больших размеров. Наличие гаража в автодоме подразумевает особенную планировку: внутри салона над гаражом установлена стационарная кровать. Такая кровать соответственно позволяет пространство под собой использовать под гараж. Также очень часто можно встретить в караванах двухъярусную кровать. Обычно она расположена в задней части или по борту прицепа. Снаружи напротив нижнего места кровати, предусмотрен люк. Поднимая нижнюю полку, образуется пространство под гаражный отсек.
  2. Трансформируемое спальное место представляет собой кровать, которая образуется после трансформации столовой группы. Также к трансформерам относятся диваны, но они не имеют отношения к столовой группе. В классическом варианте столовая группа легко переоборудуется в полноценную двуспальную кровать. Чтобы получить двуспальную кровать из неполной столовой группы, придется подключить диваны и боковые сиденья, а порой и кресла кабины.

 

В альковных моделях, производители специально сконструировали широкую полку над кабиной водителя. Конструкция кровати бывает стационарной и трансформируемой. Трансформируемую конструкцию можно сдвигать, уменьшить в ширину или поднять под потолок алькова. В дневное время эта трансформация позволяет освободить пространство над головами водителя и пассажира сидящего рядом. Расположенное под потолком спальное место в передней части дома на колесах, является не только особенностью альковных моделей. Спальная полка, убираемая при необходимости под потолок, присуща также в частично интегрированных и интегрированных домах на колесах.

Кухонный блок мобильного дома

Полноценная кухня включает в себя газовую плиту с двумя или четырьмя конфорками, встроенный в кухонную мебель холодильник, мойку, расположенную как правило, на одной столешнице с плитой и различные шкафы, и ящики для кухонных принадлежностей. Используется вся полезная площадь: над столешницей находятся дополнительные полки. Можно встретить разное расположение зоны для кухни: в задней части, либо с какой-нибудь стороны борта автодома. Кухни бывают прямыми и угловыми. От уровня комфортности кухонной зоны, можно судить о престижности салона в целом. Большое значение придается качеству столешницы, плите, модели холодильника, сантехнике, вытяжке и освещению внутреннего пространства.

Ванная комната

Только в домах на колесах среди всех транспортных средств, имеется на борту ванная комната. Она является важным элементом, для соблюдения личной гигиены во время всего путешествия, что дает возможность существовать автономно. От всего жилого пространства автодома, эта зона отделена и образует совершенно отдельную комнату. В ней совмещены биотуалет, душ и умывальник. Ее расположение в мобильных домах также разнообразно: в кормовой части или с любого борта автодома.

 В небольших моделях, чаще это кастенвагены - ванные неполные, в них отсутствует душ. Некоторые модели небольших караванов не могут похвастаться полноценной душевой кабинкой, в них нет отдельного поддона. Самый идеальный вариант, когда в доме на колесах есть душевая кабинка с отдельным поддоном, которая отгораживается раздвижными жесткими створками, ну или просто занавеской. Дизайн ванной комнаты и решение в ее планировке также актуальны, как и отделка кухни.

Мебель и багажные отделения

Сложно переоценить наличие в автодоме специальных встроенных шкафов для хранения личных вещей и различных бытовых приборов. Внутреннее пространство довольно ограничено. Поэтому чтобы оно было использовано эффективно, все выливается в обязательном наличии верхнего ряда специальных полок. Они располагаются под потолком по всему периметру и имеют универсальное назначение. Невозможно представить планировку автодома без большого платяного шкафа, где очень удобно можно развесить на плечиках одежду. Производители продумывают всевозможные мелочи и различные детали, при планировке мебели в салоне дома на колесах: натяжные сетки, открытые полочки, жесткие карманы и пр. Они должны быть не только максимально функциональными, но и не нарушать дизайн интерьера.

Бытовое оборудование автодома

Под установку бытового оборудования используются различные закрытые мебельные панели. Это нужно для бойлера, помпы, печки и т.д. Площади, где нет оборудования, обычно приспосабливают под багажные отделения. К примеру, для этого прекрасно подходит пространство под диваном. К таким багажным отделениям доступ возможен и со стороны салона, и через люк с внешней стороны прицепа. По наружным люкам, имеющие различную конфигурацию и размеры, можно ориентироваться на отделения для багажа, которые расположены под стационарными кроватями и диванами.

Самые большие люки предназначены для доступа к самым вместительным багажным отделениям, называемые гаражами. Они предназначены для перевозки и хранения различного туристического оборудования и крупного багажа. Автодома, с предусмотренными в них производителями больших отделений, с точки зрения планировки, считаются гаражными. Если планировкой не предусмотрено достаточного количества отделений для багажа, то эту проблему решают прекрасно съемные боксы. Они крепятся на крыше мобильного дома специальными релингами или велосипедным держателем.

Водительская кабина

В зависимости от типа модели дома на колесах, происходит интеграция кабины водителя с жилой зоной. Именно это влияет на общую планировку всего внутреннего пространства мобильного дома. Используя кабины серийных моделей, внутренне пространство кабины автодома смотрится несколько инородно по отношению к жилой зоне. Оно не интегрировано с ним в силу своей функциональности. Кабина – это, прежде всего место управления мобильным домом. И в ней находится приборная панель, рычаги и необходимые приборы. По размерам они не совместимы, это очевидно. Кабина серийных моделей однозначно уже салона дома на колесах. Создается ощущение прохода из-за внутренней границы. Бывает и так, что уровень пола кабины и салона разный. Из-за этого между ними образуется ступенька.

 

Немного другую картинку можно наблюдать в альковных моделях автодомов. От жилого салона водительская кабина более изолирована. Это усиливает альковная нависающая полка. В полуинтегрированных моделях, кабина лучше вписывается в общую жилую зону. Достичь более полной интеграции невозможно, не переделав базовую кабину. Это и происходит в интегрированных моделях автодомов. Кузов кабины создается заново и после этого возможно добиться единого целого пространства с салоном. Интерьер кабины при этом тоже подвергается изменению. Он должен составлять также единое целое с жилой зоной. Для этого используются различные отделочные материалы, подвергаются замене приборная панель, кресла водителя и пассажира и т.д. Концепция пространства кабины водителя меняется кардинально. Она предназначена не только для управления автодомом, но является частью жилой зоны. Благодаря уникальной конфигурации, водительское и переднее пассажирское кресло во время стоянок используются в быту, как предметы мебели. Их легко и удобно поворачивать в нужных направлениях. Сама кабина может визуально изолироваться от внешнего мира, в ней есть масса ящиков и полочек. Освещение в ней прекрасно создает атмосферу уюта и тепла.

Различные планировки домов на колесах

Рекламные буклеты описывают схемы планировок мобильных домов в режимах «день» и «ночь». Остановка на ночлег существенно меняет планировку мобильного дома. Необходимо столовую группу трансформировать в кровать, боковой диван также становится полноценным спальным местом. Все возвращается обратно, когда наступает утро. Ночной режим сменяется на дневной и обстановка снова приобретает первоначальный вид.

На планировку мобильного дома, при использовании жилой зоны влияют еще два других режима: «стоянка» и «движение».

Планировка жилой зоны в прицепах-дачах

На прицеп-дачу не распространяется изменение планировки жилой зоны. Во время движения транспортного средства в прицепе по определению пассажиры не должны находиться, это запрещено. Это существенно отличает их от автодомов. В них не обязательно, чтобы диваны были расположены вдоль движения, как это происходит в автодомах, где помимо всего они несут функцию пассажирских кресел и должны иметь ремни безопасности.

В караванах встречается больше разнообразных планировок. Диваны в них расположены свободнее. Планировка каравана приближена к планировке стандартных помещений. В отличие от автодомов, в караванах задействуются все четыре стены. Одну стену в автодомах заменяет проход к кабине водителя. Пространство прицепа-дачи позволяет поместить большее количество диванов и стационарных кроватей. Жилая зона в них просторнее. Во время движения караванов, необходимо лишь позаботиться о закреплении стола и различных предметов.

Использование жилой зоны автодома во время движения

При движении автодома, есть определенные ограничения при использовании жилой зоны. По официальным требованиям пассажиры должны сидеть на местах, оборудованных ремнями безопасности. Запрещается также во время движения автодома лежать на спальных местах. Но проконтролировать извне это, разумеется, невозможно. Многие караванеры пренебрегают официальными запретами. Во время движения не многие решатся готовить, к примеру, на газовой плите или принимать душ. Да, во время поездки все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Но при этом можно читать за столом журналы, смотреть телевизор, да и просто общаться с родными. Путешествие больше напоминает поездку в железнодорожном СВ, чем в обычном транспорте.

Режим «стоянки»

Режим стоянки оказывает влияние на некоторые типы автодомов. Если есть раздвижные борта, дом на колесах может изменить свою геометрию. Внутреннее пространство увеличивается и может походить на форму обычного жилища.