Человек всегда стремился к свободе передвижения. И появление автомобиля способствовало этому. Но всегда хочется во всем не только большего, но и лучшего. Так человек начинает создавать для себя все более комфортные условия передвижения.

Не было бы счастья…

Во времена Великой депрессии многое было разрушено, но в, то, же время и был дан толчок к новому развитию в автомобилестроении. Это время отмечено перемещением миллионов людей по всей стране в поисках работы. До 6 млн. человек в тот период по статистике, жили в домиках на колесах. Жилые прицепы являлись основным местом жительства. С того момента и по сей день мобильные дома на колесах стали повседневной реальностью Америки.

Превращение дома на колесах в настоящее комфортное жилье

Спустя определенное время, мобильные дома уже были востребованы как средство для проведения своего отдыха на лоне природы и дальних путешествий. Главными критериями при покупке мобильных домов становятся комфорт, мобильность и удобство.

Только в Америке могли создать парктрейлеры. Это настоящие огромные дома, площадь которых составляет 100 кв. м с большими комнатами, прекрасно оборудованные всем необходимым для полноценной жизни и даже имеющих по два настоящих крыльца.

А как в Европе?

Подобный вид транспорта в Европе получил признание только после завершения второй мировой войны. Но использовали мобильные дома в основном для путешествий. Европа всегда имела массу хороших гостиниц. Но путешествуя в собственном мобильном доме на колесах, давало его владельцу массу преимуществ и достаточно большую экономию средств. Европейцы всегда умели считать деньги, а в послевоенное время приходилось максимально экономить на всем. Поэтому лишних расходов старались избегать. Спрос на трейлеры неуклонно возрастал, что привело к возникновению различных фирм, сдающих напрокат жилые прицепы. Многие четко поняли, что новый вид отдыха набирает обороты и началось строительство специальных кемпингов, оборудованных всеми необходимыми коммуникациями. Появление немецкого микроавтобуса Volkswagen совпало с выпуском первого в Европе кемпера.

Развитие

Производители, разумеется, приложили максимум усилий по созданию новых моделей. Со временем помимо прицепов-дач появились мобильные дома на базе небольших грузовиков. Чем больше расцветала в послевоенное время Европа, тем быстрее формировался рынок туристического сервиса. Он сильно отличался от американского рынка услуг, обладая исключительно европейскими особенностями. Некоторое время назад одновременно в Европе и Америке были созданы прицепы-дачи на полноприводных шасси. Это позволяет любителям дикой природы отправляться в любые уголки планеты.

Рождение первых передвижных домов состоялось в Америке. Такой вид прицепов назвали Recreationalvehicle, что буквально означает транспорт для отдыха, сокращенно RV.

Три основные категории моделей RV:

·         Прицепы. В этой категории они являются самой простой разновидностью складных прицепов Foldingtrailer. Их аналогом можно считать наш отечественный «Скиф» и «Дон», имеющий базу моторной лодки. Главным достоинством складных прицепов является легкость и компактность. Любой автомобиль справится с буксировкой такого прицепа. А для его хранения подойдет обычный гараж. Выпускаются прицепы, как в Америке, так и в Европе. Отличает их только подвеска: европейцы предпочитают использовать пружины, а американцы рессоры. В остальном они практически схожи во всем: на стальной раме алюминиевый кузов. Стены выполнены из синтетических нетканых материалов. Крыша обычно сделана из полимера, но можно встретить и из алюминия. На окнах противомоскитные сетки, а сами окна из лексана. Материалы для прицепа используются не горючие и их легко мыть. Отсутствие собственной тормозной системы.  С помощью специального домкрата, прицеп переводится из дорожного положения в стационарное. Поднимается крыша, и выдвигаются по сторонам две площадки для спальных мест. Но дорогие модели имеют электропривод. Чтобы собрать домик, достаточно нажать на кнопку.

Компактность и кажущаяся простота складного прицепа не помешала прекрасно его оборудовать. В нем есть холодильник, газовая плита, мойка с запасом воды на 60 литров, электрогенератор, кровати и столики. Интерьер вполне жилой: пластиковая легко трансформирующаяся мебель под цвет дерева, покрывала, занавески, полочки для вещей и различных емкостей, свет. Даже самый маленький прицеп вмещает до 8 путешественников.

К ним есть огромное количество дополнительного оборудования, предложенного производителями. В каталоге из 200 страниц можно найти даже переносное кострище.

Но все - таки складной прицеп- это разновидность палатки. Такое жилье в первую очередь идеально подходит молодым людям, когда его обитатели находятся буквально под открытым небом так же, как и обычные пешие туристы. Но путешествовать комфортнее конечно на автомобиле, чем находиться в палатке и путешествовать пешком.

·         Одноосный прицеп Travel trailer Кто желает иметь стены покрепче и отсутствие чрезмерной вентиляции, может обратить внимание на компактный одноосный прицеп Travel trailer. Стены у него много жестче и он уже больше походит на дачу. Шасси у прицепа - это прямоугольная рама с набором лонжеронов и массой поперечин. Крепится дышло переменного таврового сечения за переднюю поперечину рамы и лонжероны. Подвеска может быть разной: кому-то из производителей больше импонируют рессоры, некоторые используют торсионы, сочетая их с телескопическими амортизаторами. Но при любых обстоятельствах, подвеска предназначена для обеспечения низкого центра тяжести у прицепа и при поворотах - боковую устойчивость.

За счет большей массы, чем у складных прицепов, они снабжены в основном инерционными тормозами. Срабатывают они от накатывания прицепа, когда буксируется на автомобиль. При возникшей на ходу расцепке, когда дача начинает движение по другой траектории, трос, связанный с автомобилем натянется и тем самым будет приведена в действие тормозная система вашего прицепа.

Стены прицепа имеют деревянный или алюминиевый каркас и являются многослойными сэндвич панелями, с хорошими изотермическими свойствами. Встроенная мебель выполняет функцию в конструкции прицепа роль несущих элементов. Чтобы создать лучшую аэродинамику, переднюю стенку выполнили наклонной. Американские прицепы по теплоизоляции рассчитаны на регионы Техаса и Аляски. Наружная часть панелей стен и крыши покрывается пластиком или алюминием. Внутренний слой состоит из влагостойкой фанеры. Ее толщина составляет 3 мм и отделана декоративной пленкой. Внутренний слой пола выполнен из влагостойкой фанеры, толщиной 3 мм и также отделанный декоративной пленкой. Фанера на внешней стороне пола обрабатывается герметизирующей мастикой. Это позволяет увеличить срок службы напольного покрытия и создает дополнительную тепло- и шумо- изоляцию. Поверх фанеры во внутренней части прицепа укладывается несколько слоев материалов из синтетики. Моющийся ковер служит самым верхним слоем.

Равномерный обогрев пола происходит за счет расположенных в нем тепломагистральных систем отопления. Такой принцип построения используется в конструкциях, описываемых ниже.

Для семьи из трех человек одноосный прицеп подойдет прекрасно. Но если на прогулку рвутся еще и другие члены семьи или друзья, для такой большой компании лучше подойдет двухосный прицеп. В более габаритных двухосниках предусмотрены туалет, душ, кухня с мойкой и холодильник. В них также есть спальные места. В каталогах их представляют как двуспальные «королевские кровати». Прицеп поделен на несколько небольших комнат. В изготовленных по американским стандартам прицепах, обычно есть два входа, а также выдвижная комнатная секция. Она прекрасно позволяет увеличить внутреннее пространство во время стоянки. При наличии большого количества людей, можно трансформировать два кресла и обеденный стол для их размещения.

По законодательству многих стран, длина прицепов должна иметь определенный размер. Созданный полуприцеп, буксируемый пикапом, имеет больший объем, что не нарушает закон. В кузов пикапа крепится стыковочный узел. Такая конструкция является типично американской. В Европе она не прижилась. Оснащен такой пикап гидравлическими тормозами. Они соединяются с тормозной системой тягача через специальный разъем. Такой полуприцеп, имея одинаковую длину с двухосным прицепом, все же имеет объем на 25% больше. С наличием нескольких комнат и большой спальни, он напоминает обычный жилой дом.

Конструкции двух- и трехосных прицепов и полуприцепов включают «кемпинговые разъемы». С их помощью на специальных стоянках всегда можно подключиться к электросети, водоснабжению и канализации. Освободиться от мусора и запастись в дорогу газом и водой.

·         Навесные кемперы. Американские пикапы относятся к классу легких грузовиков. В Штатах просто обожают пикапы, и на свет появился навесной кемпер Truckcamper, монтирующийся сверху. Американские пикапы всегда отличаются большими размерами. Соответственно и монтируемый домик по размерам тоже больше. Внутри также есть все необходимое: туалет, душ, холодильник с мойкой на кухне, мебель и, разумеется «королевская кровать». Выбравшись на пикник, домик легко отстегивается, а на пикапе можно прокатиться по магазинам. Роль замка на автомобиле выполняет трак-бампер. Перевозка домика осуществляется просто: пикап подъезжает к домику, блокируется два замка на концах трак-бампера и убираются «ноги» домика.

·         Передвижные дома. Достоинством прицепов и навесных кемперов является возможность отдельного пользования автомобилем без них. Недостатком является ограничение длины автопоезда, часть из которого уходит на буксировщик. Но вот называемый мобильный дом американцами Motorhome этих недостатков не имеет. У него собственное шасси. Но будем все, же называть его привычным словом кемпер.

Выпускаются они на базе микроавтобуса. Это европейский стандарт. Инженерам пришлось поработать над ними и решить определенные задачи: заново продумать трансмиссию ходовой части, усилить несущие элементы и подвеску, подобрать правильные параметры шин. Небольшие фирмы с удовольствием занимались решением этих задач, и вскоре появилась огромная индустрия.

В кемперах применяются те же технические решения, как и в прицепах. Исключением является каркас. Он в кемперах алюминиевый, а не деревянный. По наличию разнообразного оборудования и комфорту, такие кемперы схожи с одноосными прицепами. Как правило, европейские микроавтобусы имеют небольшие размеры.

Поднимающаяся крыша – является самым распространенным решением для увеличения объема.

Наибольшей популярностью как в Европе так в Америке пользуются кемперы на шасси малотоннажных грузовиков. В Европе они используются как коммерческие фургоны. Конструкторам и дизайнерам есть огромное поле для своей деятельности. Семья из 4 человек может с комфортом отправляться в дорогу. Всегда есть возможность приготовить любимую пищу, есть, где хранить ее запасы и следить в дороге за мировыми новостями.

Путешественникам предлагается полный комплект оборудования.

На базе автобусов строятся самые большие кемперы. Разумеется, что в них используется усовершенствованная система кондиционирования, вентиляции и отопления. Есть в них обязательно и королевские спальни, и полноценные ванные комнаты и благоустроенные кухни. Гостиная имеет гардеробы. Интерьер внутренний отделан великолепно: на полу натуральные шерстяные ковры, мебель изготовлена из натурального дерева и кожи. Не все городские квартиры так оснащены порой. Такой шикарный кемпер уже нельзя назвать дачей, это квартира, в которой владелец отправляется отдыхать к морю. Большим спросом они пользуются у спортсменов, перемещающихся на них от соревнований к соревнованиям. Пенсионеры из Европы также предпочитают отдыхать в таких автобусах. Такую базу используют под гостиницы, офисы и клубы.

Особо стоит отметить кемперы на полноприводных шасси, таких как IvecoTurboDaily 4х4 и FordEconoline 4х4. Такие дачи схожи по оборудованию и своим возможностям с кемперами на базе малотоннажных грузовиков. Единственно, что их отличает: отсутствие «кемпинговых разъемов». Их системы жизнеобеспечения полностью автономны. Энергоустановка обязательно входит в оборудование. Она приводится в действие двигателем внутреннего сгорания. Обычно это дизельный двигатель. В нем значительно увеличены объемы для воды и топлива. Придается в таких автомобилях, как передняя, так и задняя лебедка. В современных моделях уже не редкость наличие навигационной системы. В жилых отсеках редко можно встретить ковры. В основном это специальные покрытия, которые легко моются. Так что смело можно заходить в сапогах.